Философия Гороскопы Отношения Кормление Звезды Магазины Развлечения Карьера Туризм Беременность Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
13.05.17

Что такое атеизм // Сэм Хэррис

Где-то на нашей планете мужчина только что похитил маленькую девочку. Скоро он изнасилует её, подвергнет пыткам и затем убьёт. Если это чудовищное преступление не происходит прямо сейчас, оно произойдёт через несколько часов, максимум — дней. Говорить об этом с уверенностью нам позволяют статистические законы, правящие жизнью 6 миллиардов человек. Та же статистика утверждает, что прямо в этот момент родители девочки верят в то, что всемогущий и любящий бог заботится о них.

Есть ли у них основания верить в это? Хорошо ли то, что они верят в это?

Нет.

Вся суть атеизма заключена в этом ответе. Атеизм — это не философия; это даже не мировоззрение; это всего лишь нежелание отрицать очевидное. К сожалению, мы живём в мире, где отрицание очевидного является делом принципа. Очевидное приходится констатировать снова и снова. Очевидное приходится отстаивать. Это неблагодарная задача. Она влечёт за собой обвинения в эгоизме и чёрствости. Более того, это задача, которая атеисту не нужна.

ПОХОЖИЕ СЛОВА В СЛОВАРЯХ:

- одна из действенных форм атеистич. воспитания. А. б. — словесное общение между беседчиком (пропагандистом, агитатором) и, как правило, небольшой группой людей. А. б. затрагивает обычно к.-л. узкую тему или какой-то отд. факт, случай, вокруг к-рого развертывается беседа. Темой А. б. может быть статья, заметка в газете, журнале, передача по радио, телевидению, конкр. случай, связанный с проявлением религиозности в труд. кол-ве или любой другой группе людей. Необходимым условием А. б. является вовлечение слушателей в обмен мнениями....

По всем этим причинам существует насущная необходимость объяснить, что же такое атеизм в действительности, и именно этой насущной задаче и посвящена эта статья. Однако, мне бы ни в коем случае не хотелось, чтобы она была воспринята как некая попытка оправдания – оправдываться атеистам не в чем, хотя, к сожалению, в нашем обществе все чаще и чаще им приходится обороняться от самых странных нападок, некоторые из которых будут разобраны ниже.

Слово "атеизм" – греческого происхождения: a – отрицательная приставка: теос – бог, буквально этот термин означает "безбожие". Поэтому определить атеизм легче всего апофатически, от противного – разобрав те явления, которые он отрицает. Но этим атеизм не исчерпывается, однако о его второй, утверждающей стороне можно говорить только познакомившись с главной – отрицающей.

Поэтому, прежде чем говорить об атеизме, необходимо сначала четко уяснить, что же такое религия. Современная наука утверждает: религия – это вера в существование сверхъестественных сил, которые влияют на человеческую жизнь. В соответствии с этим определением необходимо отметить, что миф сначала не относился к сфере религиозного сознания, ибо мифические герои первоначально не претендовали на господство над людьми. Так, к примеру, когда австралийские туземцы племени Эрентэ утверждали, что Луна появилась, так как человек по имени Опоссум вышел из могилы и взобрался на небо, то эту их убежденность никак нельзя относить к сфере религиозного. Мы можем говорить о религии только в том случае, если признается господство сверхъестественных сил над человеком. И с другой стороны, именно к различным видам религии мы должны отнести всевозможные мистические представления, которые вновь распространились в нашем обществе: веру в гадалок, хиромантов, силу амулетов и т.д. Эта "новейшая" мода в действительности является проявлением самой древней формы религии – магии, зародившейся, как показывает этнология, еще у неандертальцев.

Чаще всего атеисты придерживаются таких философских учений как гуманизм и натурализм, согласно которым, центром являются соответственно человек и природа. Гуманистическое мировоззрение не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Натурализм, по Канту - это выведение всего происходящего из фактов природы.

В некоторых мусульманских странах, где уголовное и иное
право базируется на религиозных основах (шариат) открытый атеизм расценивается,
как отказ от исламской веры и карается смертной казнью. При этом одной из самых
религиозных стран являются США, где количество верующих достигает 90 процентов.

Атеисты не имеют единой идеологии и философии, но нередко
встречаются попытки их объединить. Так, периодически появляются различные
атеистические символы, знаки и т.д. Самый известный символ атеистов – это
стилизованное изображение атома. Другой знак атеистов – атеистическая
красно-черная лента солидарности.

Во что верят атеисты?

Атеисты отрицают существование нематериального мира. Они
не верят в потусторонние силы, в богов, во что-то, что человек не сможет
объяснить и подвести подходящее обоснование.

Сократ обвинялся в атеизме за то, что внушал жителям неуверенность в богах, которых чтил город.[89] Хотя философ оспаривал обвинение в атеизме,[90] в конечном итоге он был приговорён к смерти. Эпикур, оспаривал множество религиозных доктрин, включая жизнь после смерти и божественную сущность. Он полагал, что душа материальна и смертна. Хотя эпикуреизм не исключает наличие богов, Эпикур верил, что, если боги и существуют, то человечество им безразлично.[91]Секст Эмпирик полагал, что необходимо отменить наказание за скептицизм, известный как пирронизм, в котором нет ничего ужасного, и атараксия («свобода разума» или «безмятежность души») может быть достигнута отменой такого наказания. Его работы, уцелевшие в значительном количестве, существенно повлияли на последующих философов.[92] Из Древнего Рима дошло до нас единственное целое крупное античное философское атеистическое произведение одного из величайших материалистов и атеистов древности — Тита Лукреция Кара. Лукреций утверждал, что если боги существуют, им безразлично человечество, и они не влияют на окружающий мир. По этой причине он верил, что человечество не должно бояться сверхъестественного. Знаменитая поэма «О природе вещей» всесторонне освещает и обосновывает учение Эпикура. Но главный объект её критики — религия, которой Лукреций противопоставляет науку, исследование, основанное на точно установленных фактах и разумном, естественном их объяснении. Он видит в религии не только ошибочное, но прежде всего чрезвычайно вредное, пагубное для человечества учение.[93] Лукреций подверг критике не только религиозные представления, но и учение Платона о бессмертии души. Значение слова «атеист» изменялось на протяжении классической античности. Часто ранних христиан называли атеистами за то, что те не верили в языческих богов.[94] Во времена Римской империи христиан казнили за отрицание римских богов в целом и культа императора в частности. Когда в 381 году, во время правления Феодосия, христианство стало государственной религией Рима, наказуемым преступлением стала ересь.[95]

РенессансаОт раннего Средневековья до

Следование атеистическим взглядам было редким явлением в Европе на протяжении раннего Средневековья и Средних веков, доминировал интерес к религии и теологии.[96]

Как заметил Анатоль Франс, в этот период «счастливому единодушию паствы несомненно способствовало также обыкновение… немедленно сжигать всякого инакомыслящего».

Николай Кузанский придерживался формы фидеизма, которую называл docta ignorantia («учёное невежество»), утверждая, что бог находится за гранью человеческого понимания, и наше знание о боге ограничено догадками. Уильям Оккам положил начало антиметафизическим учениям, заявив о номиналистических ограничениях человеческого познания необычайных вещей. Он утверждал, что божественная сущность не может быть интуитивно или рационально познана человеческим интеллектом. Последователи Оккама, такие, как Джон Миркуртский и Николай Аутрекуртский, развивали эти взгляды.

Разделение веры и разума повлияло на таких богословов, как Джон Виклиф, Ян Гус и Мартин Лютер.[96] После них католицизм утратил свое доминирование в Европе и подвергся радикальной реформации, обычно, более терпимой в вопросах веры.

Ряд видных представителей антирелигиозного свободомыслия появились в эту эпоху и в мусульманском мире. Это Омар Хайям и Ибн-Рушд

Эпоха Возрождения

Успехи мореплавания, торговли, промышленности, с одной стороны, требуют создания опытной науки о природе, подлинного знания о ней, а с другой — сами создают основу для развития такой науки. Разработка опытного естествознания становится настоятельной необходимостью для буржуазии и для возглавляемого ею поступательного развития общества.

Леонардо да Винчи прибегал к экспериментам, как к методу исследований, и спорил с аргументами религиозного авторитаризма. Другие критики религии и церкви того времени — Никколо Макиавелли, Бонавентюр Деперье и Франсуа Рабле.[92]

Новое время

своими работами «Das Wesen des Christenthums» (1841) (русский перевод «Сущность христианства» (1870)) и «Das Wesen der Religion» (1845) (русский перевод «Сущность религии» (1955)) сильно повлиял на таких философов, как

,

,

и

. Фейербах рассматривал веру как сон разума, бога как человеческое изобретение, религиозную деятельность как удовлетворение ложных потребностей и считал, что на место любви к богу следует поставить любовь к человеку, а на место веры в бога — веру в самого себя

Во времена Ренессанса и Реформации религиозные страсти накалились, что очевидно по распространению новых религиозных законов, братств, популярных увлечений в католическом мире и появлению всё более аскетичных протестантских сект, таких, как кальвинисты. Это было время межконфессионального соперничества, позволившего ещё больше расширить границы теологической и философской теории, что позднее во многом было использовано для продвижения скептического (по отношению к религии) мировоззрения. В это время начала развиваться библейская критика, открыто начали распространяться идеи о том, что Библия представляет собой сборник мифов и легенд.

Критика христианства участилась в XVII и XVIII веках, особенно во Франции и Англии, где, по мнению современников, наблюдался кризис религии. Некоторые протестантские мыслители, такие, как Томас Гоббс, поддерживали философию материализма и скептицизма в отношении сверхъестественных сил. В конце XVII столетия деизм стал открыто поддерживаться такими интеллектуалами, как Джон Толанд. Фактически все французские и английские философы XVIII века в какой-то форме придерживались деизма. Высмеивая христианство, многие деисты в то же время презирали и атеизм. Первые открыто атеистические мыслители, такие, как барон Гольбах, появились в конце XVIII века, когда выражение неверия в бога стало менее опасно.[99]Дэвид Юм был наиболее систематичным представителем просвещённого мышления, создававшим скептическую эпистемологию, основанную на эмпиризме, и подрывавшим метафизические основы теологии.

— бенедикт Спиноза по вере;

— не ходок в церковь;

— неверующий в Бога;

Религия для Хомского — часть политики удержания публики в неведении, пассивности и послушании, инструмент господства и пропаганды. Он воюет не столько с богом, сколько с человеческим нежеланием опираться на разум. Хомский выступает с критикой веры во что бы то ни было, противопоставляя ей рациональное мышление и научный подход.

Цитатник

«Извсехкогда-либонаписанныхкниг, кажется, большевсегогеноцидавБиблии». Из интервью Уоллесу Шону.

«Янедавноувиделрезультатысоциологическогоисследования, сравнивающегорелигиозностьлюдейв разныхстранах. Цифрышокируют. Тричетвертиамериканцевверятврелигиозныечудеса. Простопоразительночислотех, ктоверитвдьявола, в воскресениемертвых, впоступкибога, описанныев Библии. Такихпоказателейнетбольшенигдевиндустриальноразвитыхстранах». Из книги «Преуспевающее меньшинство и беспокойное большинство».

09. Славой Жижек: «Несмотря на то что я атеист, я молюсь за вас»

Ктотакой

Словенский философ и психоаналитик. Самый модный мыслитель современного мира говорит торопливо, размахивает руками, как маньяк-парикмахер, по сто раз в минуту чешет лохматую шевелюру, вытирает нос, теребит бороду — словно переел стимуляторов. Да и содержание его речей на первый взгляд под стать бреду, который перемежается скабрезными анекдотами, пересказами любимых мест из фильмов и абсурдными лозунгами.

Но, привыкнув к Жижеку, понимаешь, что он всегда такой — не стесняющийся себя невротик, превративший свои слабости в элементы авторского стиля. Его манера изъясняться, сочетающая непонятность и провокации, — эффективный способ задеть слушателя за живое, побудить его задуматься, возмутиться, перечитать написанное. Жижек всегда на гребне волны, выступает ли он перед толпой участников движения «Оккупай Уолл-стрит» или публикует философские письма в защиту Pussy Riot.

Атеизмкакоткровение

Жижек — мастер парадокса, его любимый прием — перевернуть банальное утверждение с ног на голову и посмотреть, что будет. «Если бог есть, то все позволено!» — заявляет он. А потом предъявляет аргументы: обыватель испытывает отвращение к убийству, лишь религия сегодня способна по-настоящему демонизировать врага и дать санкцию на насилие и убийства ради священного дела — отсюда и подъем религиозного насилия в современном мире.

Разоблачительные тексты Жижека о религии читаются как мистические откровения. Он называет себя воинствующим атеистом и тут же переходит к апологии истинного (в его понимании) христианства как религии любви и свободы. По Жижеку, Христос — первый бог-бунтарь, умерев на кресте, он освободил людей от бога, его законов, наград и наказаний. Но свободная жизнь невыносима, и последователи придумали, что он воскрес. Однако, по Жижеку, по-настоящему воскреснуть Христос может только в свободном человеке, который, конечно же, атеист и материалист.

Цитатник

«Каждыйатеизмнесетна себеотпечатоктойрелигии, изкоторойвыроспутемееотрицания. Существуетособыйатеизмеврейскогопросвещения, практиковавшийсявеликимиевреямиотСпинозыдоФрейда; существуетатеизмпротестантизмаатеизмподлиннойответственностииполаганиянасобственныесилыНо лишьхристианствоприписываетатеистическоесомнениесамомубогу. ВсвоемвоплеОтец, почемутыпокинулменя?” Христоссовершаетто, чтодляхристианинаявляетсясамымстрашнымгрехом: он колеблетсявсвоейвере. Вдругихрелигияхестьлюди, которыеневерятвбога, нолишьвхристианствебогневеритсамвсебя». Из книги «От Иова к Христу».

«Ядрорелигиидоступноисключительнодляматериалистическогоподходаинаоборот: длятогочтобыстатьнастоящимдиалектическимматериалистом, надопройтичерезхристианскийопыт». Из книги «Кукла и карлик».

Пожалуйста, давайте вместе сделаем сайт лучше и качественнее!

Таким образом, стратегия подрыва этих элит состоит в том, чтобы опровергнуть религиозные воззрения, на которые они опираются. В Новое время попытки такой критики берут начало в эпоху Просвещения, когда абсолютной монархии, основанной на роли Бога как царя небесного, был брошен вызов теми, кто подверг сомнениям существование Бога. Значительнео число атеистов принимало участие во Французской революции.

Позднее этот тип критики теизма переняли коммунисты, разделявшие мнение Карла Маркса о том, что "религия — это опиум для народа", использующийся для удержания рабочих под властью буржуазии. Это мнение было выражено в следующей цитате из знаменитого коммунистического гимна L'Internationale:

“”Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и ни герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.

“”Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и ни герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.

В нынешнее время верующие политики используют религию как риторический инструмент в продвижении разных идей, которые в противном случае рассматривались бы в ином ключе. Например, как утверждает американский писатель и политик левый евангелист Джим Уоллес в своей книге "Политика Бога", Республиканская партия очень успешно использовала религию, особенно касательно вопроса абортов, чем привлекла дополнительные голоса, которые иначе были бы отданы за Демократическую партию.

Следствием использования таких риторических приёмов является развитие широкого спектра радикальных религиозных идей, в частности, креационизма, получающих поддержку, когда политики используют их для того, чтобы продемонстрировать электорату свою набожность. При этом наука в глазах широких масс оказывается с подпорченной репутацией, в результате чего популярность набирают также и другие формы псевдонауки (отрицание глобального потепления, научный расизм и т.п.).

Говоря коротко, присутствие религии в политике может привести к целому водовороту сумасшествия, и некоторые люди могут ощущать потребность пресечь подобное в зародыше путём дискредитации религии в целом.

Согласно посвящённому атеистам исследованию, проведённому в 2006 году[35], количество атеистов в США варьируется от 2% до 4%[36][37], в Великобритании составляет 17%, а во Франции — 32%. Опрос, проведённый британской ежедневной газетой Telegraph, обнаружил, что 44% британцев верят в бога, 35% — не верят, а 21% не определились с ответом[38].

Многие исследования полагают атеистов группой населения с более высоким уровнем интеллекта[39]. В недавнем мета-анализе 39 корректно составленных исследований с 1927 по 2002 г., опубликованный в Mensa Magazine, делается вывод, что атеисты, скорее всего, интеллектуальнее своих верующих собратьев[40]. Согласно результатам статьи в престижном научном журнале "Nature", в 1998 году среди членов Национальной академии наук США было крайне мало верующих в бога как личность и загробную жизнь. Лишь 7,0% верили в бога как личность по сравнению с более 85% таковых среди всего населения США[41]. Можно сделать вывод, что чем интеллектуальнее человек, тем менее вероятно он верит в бога или сверхъестественные силы.

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Annals of Family Medicine показывает, что, вопреки распространённому мнению, религиозность не оказывает значимого влияния на степень их ухода за социально незащищёнными больными[42].

]править[Внешние ссылки

  1. ↑Definition of "atheism" (and "atheist")
  2. ↑ Авторы толковых словарей русского языка в целом рекомендуют использовать написание слова "бог" с прописной, если речь о "единственном верховном божестве", и со строчной, если речь об одном боге из многих, ставя монотеизм в особое положение. Хотя они не дают явных рекомендаций к написанию слова "бог", могущего обозначать как монотеистического Бога, так и одного из богов политеизма, но его написание со строчной естественно ввиду общего правила написания имён нарицательных.
  3. ↑ В качестве примера можно взять любого бога из этого каталога на God checker
  4. ↑ Формулировка взята из книги Бог как иллюзия
  5. ↑Редактирование Википедии за 31 августа 2009 года
  6. ↑Atheists As “Other”: Moral Boundaries and Cultural Membership in American Society
  7. Бог как иллюзия. Докинз, Ричард.
  8. ↑ a) Public Religion Research Institute - American Values Survey b)Friendlya atheist - Would You Be Comfortable with an Atheist President? 2011 Survey Says…
  9. ↑Ричард Докинз, первые главы Слепого часовщика.
  10. ↑What happens at an atheist church?
  11. ↑'Not believing in God makes life more precious': meet the atheist 'churchgoers'
  12. ↑Серьёзная угроза для религии? Священники превращаются в атеистов, англ.
  13. ↑Серьёзная угроза для религии? Священники превращаются в атеистов, англ.
  14. ↑Голландцы переосмысливают христианство для мнительного мира, англ.
  15. ↑"Группа поддержки священников, оставивших кафедру", англ., Фонд свободы от религии, 14 октября 2011 года.
  16. ↑Тереза Макбейн — директор по связям с общественностью Американских атеистов, англ.
  17. ↑"Группа поддержки священников, оставивших кафедру", англ., Фонд свободы от религии, 14 октября 2011 года.
  18. ↑Тереза Макбейн — директор по связям с общественностью Американских атеистов, англ.
  19. ↑Проект помощи священникам: изменят ли священники-атеисты правила игры религии?, англ.
  20. ↑strongatheism.net
  21. ↑Логические аргументы в пользу атеизма — The Secular Web
  22. ↑Научные аргументы в пользу атеизма — The Secular Web
  23. ↑ За имя Athkel благодарности адресуются сайту Fantasy Name Generator.
  24. ↑ Харрис, Сэм (2006). Письмо к христианской нации.
  25. ↑ Paulkovich, Michael, No Meek Messiah. Annapolis: Spillix, 2012, p. 9. [1]
  26. ↑Исследования атеизма — текущие разногласия
  27. ↑Дуг Джайлс — Как заставить атеиста замолчать, если это требуется
  28. ↑По словам члена американского Законодательного собрания штата Иллинойс, детям опасно знать о существовании атеизма
  29. ↑ Точнее, некий набор случайных книг.
  30. ↑George Буш утверждает, что атеисты не являются ни гражданами, ни патриотами
  31. ↑ Термин Hispanic в широком смысле используется для обозначения представителей всякой народности, имеющей испанские или португальские корни.
  32. ↑Религиозные взгляды и верования сильно различаются по странам согласно последнему опросу Financial Times/Harris.
  33. ↑ Гилгоф, Дэн, "Немногие нерелигиозные американцы являются атеистами", US News, 28 сентября 2009 г., US News
  34. ↑ Обзор американского религиозного ландшафта (U.S. Religious Landscape Survey) — Доклад 1: религиозная принадлежность, Форум Пью о религии и публичной жизни (The Pew Forum on Religion and Public Life), "атеистами являются 1.6%" Pew study
  35. ↑ Результат предлагается принять на слово, поскольку ссылка с отчётом уже не доступна.
  36. ↑ Ландау, Элизабет, "Связь либерализма, атеизма и мужской половой исключительности с IQ", CNN Health, 26 февраля 2010 г., "...люди, идентифицируемые как атеисты и либералы, имеют более высокий IQ..." CNN
  37. ↑ Bell, Paul. "Would you believe it?" Mensa Magazine, UK Edition, Feb. 2002, pp. 12–13.
  38. ↑ Larson, Edward J.; Larry Witham (1998). "Correspondence: Leading scientists still reject god." Nature 394 (6691): 313.
  39. ↑Do Religious Physicians Disproportionately Care for the Underserved?
(голосов:0)
Похожие статьи:


Верите ли Вы в Бога

Осознанно - когда столкнулась со злом. Сначала - когда узнала подробнее про Холокост. У меня по маминой линии - сплошь евреи, многие предки погибли во время войны. Поскольку, с моей точки зрения, национальная политика Третьего Рейха - пример абсолютного зла, иррационального (убивать людей за кровь - это, по-моему, еще большая жесть, чем убивать за взгляды - взгляды хоть выбирать можно). Передо мной встал вопрос о смысле жизни при наличия сознательно совершаемого зла. Вот живешь ты, живешь, никому зла не делаешь - а потом приходит какой-нибудь психопат с усами - и тебя стирает. И что, все обнуляется, что ли? А зачем я тут тогда? Мой смысл - это сдохнуть в мучениях непонятно за что, даже не героически? Должно быть в конце всего этого что-то разумное. Какой-то смысл. Не теоретический, а для меня, разумного человека, который вот так вот глупо и жестоко погибает без малейшей пользы. (Достоевского я тогда еще не читала, я мелкая была.)


- Мы молимся Господу, чтобы Он помог нашим близким и родным людям, например, «Господи, спаси такого-то!». Но Бог – это полнота Любви, и без нашей просьбы Он дает человеку все, что возможно дать. От моей просьбы к Господу в этом случае ничего не меняется. Зачем тогда молиться Господу о других людях?


назад в раздел "Наука и религия"


Чем человек образованнее, тем реже он
верит в бога. Так, опрос ряда членов Hациональной
академии наук США показал, что верующими
являются лишь 7% опрошенных (Nature, 394 313, 1998). У нас в
РАH, думаю, процент верующих еще ниже.


Комментарии к статье Что означает слова АТЕИСТ:
Загрузка...
loading...


2015